Главная Медиа Статьи ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУЗА И ТРАНСПОРТА ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ - ТАРА, УПАКОВКА И МАРКИРОВКА

Тара, упаковка и маркировка опасных грузов ADR

ГРУЗЫ ОПАСНЫЕ

ТАРА, УПАКОВКА И МАРКИРОВКА

Перемещение опасных грузов связано с рядом серьезных рисков. Поэтому предъявляя их к перевозке, владелец должен предпринять максимальные меры, которые обезопасят персонал, население и окружающую среду. Это касается не только правильного выбора транспортного средства, а маркировки и упаковки. Дополнительно читайте национальный стандарт Российской Федерации ГРУЗЫ ОПАСНЫЕ маркировка, это официальное издание.

Для перевозки опасных грузов вам нужно:
ПОЗВОНИТЬ НАМЗАКАЗАТЬ ЗВОНОКОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ

Содержание:

Опасный груз (dangerous goods) - это вещество (смесь веществ, раствор), материал, изделие или отходы производства или другой деятельности, которые удовлетворяют классификационным показателям, критериям и которые при перевозке, погрузо-разгрузочных работах и хранении вследствие присущих им свойств и при наличии определенных факторов могут стать причиной нанесения ущерба окружающей среде, материального ущерба, привести к гибели, травме, отравлению, заболеванию людей и животных.

Тара для опасных грузов

К таре, в которой перевозят такие продукты, предъявляют строгие требования. Если использовать неправильные материалы, неправильно соединять элементы упаковочных изделий, могут возникнуть аварийные ситуации. Упаковка c опасным грузом (package) - это завершенный продукт операции упаковывания, состоящий из тары и содержимого, подготовленных к перевозке.

Виды тары для опасных грузов

Для опасных грузов необходимо применять тару, указанную в таблице 1.

Таблица 1

Вид тары Материал (тип) тары Категория тары Код тары
1 Барабаны A Сталь С несъемным дном 1A1
Со съемным дном 1A2
B Алюминий С несъемным дном 1B1
Со съемным дном 1B2
D Фанера - 1D
G Фибровый картон - 1G
Н Пластмасса С несъемным дном 1H1
Со съемным дном 1H2
N Металл, кроме стали и алюминия С несъемным дном 1N1
Со съемным дном 1N2
2 Зарезервировано
3 Канистры A Сталь С несъемным дном 3A1
Со съемным дном 3A2
B Алюминий С несъемным дном 3B1
Со съемным дном 3B2
H Пластмасса  С несъемным дном 3H1
Со съемным дном 3H2
4 Ящики A Сталь - 4A
B Алюминий - 4B
C Естественная древесина Обычные 4C1
С плотно пригнанными стенками 4C2
D Фанера - 4D
F Древесный материал - 4F
G Фибровый картон - 4G
H Пластмасса Пенопластовые 4H1
Из твердой пластмассы 4H2
N Металл, кроме стали и алюминия - 4N
5 Мешки H Полимерная ткань Без вкладыша или покрытия 5H1
Плотные 5H2
Влагонепроницаемые 5H3
H Полимерная пленка - 5H4
L Текстиль Без вкладыша или покрытия 5L1
Плотные 5L2
Влагонепроницаемые 5L3
M Бумага Многослойные 5M1
Многослойные влагонепроницаемые 5M2
6 Составная тара H Пластмассовая емкость С наружным стальным барабаном 6HA1
С наружной стальной обрешеткой или ящиком 6HA2
С наружным алюминиевым барабаном 6HB1
С наружной алюминиевой обрешеткой или ящиком 6HB2
С наружным ящиком из древесины 6HC
С наружным барабаном из фанеры 6HD1
С наружным ящиком из фанеры 6HD2
С наружным барабаном из фибрового картона 6HG1
С наружным ящиком из фибрового картона 6HG2
С наружным пластмассовым барабаном 6HH1
С наружным ящиком из твердой пластмассы 6HH2
P Емкость из стекла, фарфора или керамики С наружным стальным барабаном 6PA1
С наружной стальной обрешеткой или ящиком 6PA2
С наружным алюминиевым барабаном 6PB1
С наружной алюминиевой обрешеткой или ящиком 6PB2
С наружным ящиком из древесины 6PC
С наружным барабаном из фанеры 6PD1
С наружной плетеной корзиной 6PD2
С наружным барабаном из фибрового картона 6PG1
С наружным ящиком из фибрового картона 6PG2
С наружной тарой из пенопласта 6PH1
С наружной тарой из твердой пластмассы 6PH2

Для транспортирования опасных грузов применяются следующие виды упаковочной продукции:

Барабаны картонные, бочки, канистры, мешки, фляги, ящики и комбинированная тара, состоящая из внешней оболочки и внутреннего сосуда. Тара для опасных грузов изготавливается из разных материалов, в зависимости от свойств перевозимых продуктов. Это может быть алюминий, сталь, полимеры, древесина, фанера, бумага, картон, ткань и другие материалы.

Классы упаковки устанавливаются по степени опасности груза:

  • Высокий;
  • Средний;
  • Низкий.

В каждую единицу тары помещается количество вещества, не превышающее пределов, указанных в правилах транспортировки опасных грузов на автомобильной технике.

Требования к таре для опасных грузов

Масса брутто каждого места и емкость первичной упаковки не должны превышать предельной массы и емкости, установленных в нормативной документации на опасные грузы. Упаковка опасных грузов должна соответствовать нормативной документации на продукцию, на конкретные виды (типы) тары и упаковки, а также соответствующим требованиям и обеспечивать сохранность грузов при погрузке, разгрузке, транспортировании и хранении. Материал, из которого изготовлены тара и прокладочные материалы, выбирается с учетом специфических свойств перевозимого груза и должен быть инертным либо иметь инертное покрытие по отношению к этому грузу. Материал пластмассовой тары должен быть непроницаемым для содержимого, не поддаваться размягчению и не становиться хрупким под воздействием температур или старения.

  • Ящики, гофрированные и другие картонные ящики должны быть достаточно прочными и водоустойчивыми (сохранять при намокании механическую прочность). Перевозка опасных грузов в картонных ящиках, бывших в употреблении, запрещается.
  • Стеклянные бутыли (сосуды) должны иметь плотную закупорку и помещаться в прочные ящики, барабаны, обрешетки или быть упакованы в корзины с заполнением промежутков инертными прокладочными и поглощающими материалами. Горлышко бутыли не должно выступать за кромку обрешетки или корзины.
  • Металлическая тара, требующая герметичного закрытия, должна запаиваться или оборудоваться завинчивающимися пробками с прокладками и стопорами, иметь надписи, указывающие величины пробного давления и даты проведения последнего испытания (опробования).
  • Баллоны и сосуды для транспортировки жидкостей и газов с большим давлением паров должны отвечать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Сосуды для перевозки жидкостей должны заполняться не полностью, заполнение сосудов перевозимыми жидкостями должно составлять 90% от полной их емкости (для водного аммиака и сжиженных углеводородных газов — 85%). 

Тара (упаковка) с опасным грузом должна быть надежно закреплена в кузове автомобиля. При перевозке опасного груза в контейнерах размеры отдельных грузовых мест, порядок размещения и закрепления грузов внутри контейнера, а также другие вопросы, связанные с загрузкой и разгрузкой контейнеров, устанавливаются в соответствии с нормативными документами. Помимо тары, предусмотренной настоящими Правилами, может быть использована дополнительная наружная тара, при условии, что она не противоречит требованиям, предъявляемым к таре.

Когда используется такая дополнительная тара, на ней проставляются предписанные предупредительные надписи и манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-77 «Маркировка грузов». Допускается совместная упаковка нескольких опасных веществ или их совместная упаковка с другими грузами, относящимися к различным классам, содержащими различные опасные вещества. В этом случае внутренняя тара должна быть тщательно и эффективным образом отделена одна от другой в сборной таре, так как в случае аварии или разрушения внутренней тары могут произойти такие опасные реакции:

  • Выделение опасного тепла;
  • Горение;
  • Образование смесей, чувствительных к воздействию трения или ударам,
  • Выделение воспламеняющихся или ядовитых газов.

При применении хрупкой тары и, особенно, когда эти сосуды содержат жидкости, важно избегать возможного образования опасных смесей и следует принимать в связи с этим все необходимые меры:

  • Применение достаточного количества соответствующего прокладочного материала;
  • Размещение сосудов во второй прочной таре;
  • Подразделение сборной тары на несколько секций.

Если растворы перечисленных в Приложении 7,3 веществ конкретно не указаны в перечне класса, к которому относятся растворенные вещества, они тем не менее должны рассматриваться как вещества, попадающие под действие настоящих Правил, если их концентрация такова, что они сохраняют опасность, присущую самим веществам. В этом случае тара для этих растворов должна соответствовать требованиям, относящимся к классу таких веществ, причем имеется в виду, что нельзя использовать тару, которая не пригодна для перевозки жидкостей.

Смеси веществ, попадающих под действие настоящих Правил, с другими веществами следует рассматривать как вещества, на которые распространяются требования этих Правил, если они продолжают представлять собой опасность, присущую самому веществу, попадающему под действие Правил. На каждом грузовом месте (упаковке) с опасными грузами должны быть нанесены изготовителем груза ясная маркировка, включающая знаки опасности по ГОСТ 19433-88 и ДОПОГ и манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-77.

Знаки опасности наносятся:

  • На упаковках, имеющих форму параллелепипеда (в том числе на контейнеры и пакеты), на боковой, торцевой и верхней поверхностях;
  • На бочках — на одном из днищ и на обечайке с двух противоположных сторон;
  • На мешках — в верхней части у шва с двух сторон; 
  • На кипах и тюках — на торцевой и боковой поверхностях.

На других видах тары знаки опасности наносятся в наиболее удобных и видимых местах. Манипуляционные знаки наносятся после знаков опасности. Если груз обладает более чем одним видом опасности, то на упаковку наносятся все знаки опасности, указывающие виды этих опасностей. Номер класса наносится на знаке основного вида опасности.

Применяемая тара должна соответствовала следующим нормам:

  • Сохранность при перевозке и сбережении;
  • Инертность по отношению к грузу;
  • Для полимеров — устойчивость к старению вследствие ультрафиолета, воздействия упаковываемого вещества;
  • Сварные швы на емкостях для перевозки жидкостей с объемом более 40 дм3, для твердых текучих грузов до 40 дм3 — механически закатанные или сваренные;
  • Для алюминиевых барабанов и бочек — приварные фланцы, наличие сварных швов, на тех участках, что соединяют донья со стенками — наличие защитных обручей;
  • Два и более гофра катания на металлических бочках и барабанах или два обруча, точечная сварка недопустима.

Для производства фанеры, из которой изготавливают тару, используют только водостойкий клей, крышку барабана выкладывают изнутри бумагой или другим материалом, чтобы предотвратить высыпание продукта в кузов или на землю.

Металлические ящики внутри выстилают картоном или войлоком. Их стенки, дно, крышку изготовляют из цельной доски или щитов, скрепленных кромочными соединениями К-1, К-6 на клею или рифлеными металлическими накладками (скрепками). Пенопластовые ящики производят из формованного пенопласта, нижняя часть имеет полости по форме перевозимой тары, верхняя закрывает и плотно прикрепляется к корпусу бумажной лентой. Не допускается, чтобы крышка или пробка тары контактировали с верхней частью ящика. Предусматривают не менее трех слоев в бумажных мешках.

В комбинированной таре сосуды, изготовленные из полимеров, должны плотно вставляться в наружную оболочку. Если внутренняя часть изготовлена из фарфора, стекла или керамики, ее плотно укупоривают. После помещения в ящики, корзины и т. д. промежутки заполняют инертными прокладками, поглощающим материалом. Это не позволит сосуду перемещаться при транспортировке. При этом наружная часть тары должна быть такой, что полностью защищает внутреннюю составляющую от повреждений.

Упаковка опасных грузов