Виды тары и упаковки для транспортировки грузов

К перевозке любым видом транспорта большинство грузов принимается в упакованном виде. Тара и упаковка обеспечивает сохранность грузов при перевозке и выполнении погрузочно разгрузочных работ. 

Помимо того, что тара и упаковка является важным условием обеспечения сохранности грузов, она еще позволяет формировать грузовые единицы (по габаритам или массе), контролировать и учитывать количественные показатели грузов при их отгрузке и выдаче.

Содержание:

Тара и упаковка Баллоны Паллеты
Виды тары Кеги Паллетный борт
Коробки Бутыли Обрешётка
Короба Канистры Стрейч плёнка
Ящики Фляги Термоусадочная
Бочки Еврокубы Контейнеры
Барабаны Кипы Классификация
Мешки Клетки Требования

Транспортные услуги грузоперевозки автотранспортом!
    

Тара и упаковка

Тара - это основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции. Обычно допускается повторное (многоразовое) использование тары (в отличие от упаковки). При транспортировке товары должны быть плотно уложены в тару, свободные места в таре между товарами для плотности укладки должны быть заполнены упаковочным материалом (газета, бумага, стружка, ткань, поролон, полимеры и т.д.). Вид тары определяется её формой, тип — материалом и конструкцией.

Упаковка – это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту груза от повреждений и потерь, вредного воздействия окружающей среды, загрязнения и облегчающих процесс обращения с грузом, включая хранение, транспортирование и перегрузку. Основными элементами упаковки являются тара, упаковочные материалы, средства консервации.

Транспортная тара нужна для перевозок, складирования и хранения продукции. Эта тара может принадлежать любой организации, участвующей в процессе обращения. Тара и упаковка позволяет рационально использовать грузовой объем ТС, обеспечивать условия для выполнения погрузочных или разгрузочных работ, пакетирования и маркировки грузов.

Транспортную тару условно можно классифицировать по следующим признакам:

  • Кратности использования: разовая и многооборотная;
  • Стабильности размеров: жесткая, мягкая;
  • Упаковываемой продукции: жидкости, сыпучие продукты, штучные грузы;
  • Способу изготовления: сварная, склеенная, выдувная, литьевая, прессованная, термоформованная, вспененная;
  • Материалу: ПЭ, ПВХ, ПП, ПС и т.д.;
  • Компактности: неразборная, разборная.

Основной элемент упаковки, который представляет собой изделие для размещения продукции, является тара. Для перевозки грузов используется транспортная тара (тара, образующая самостоятельную транспортную единицу). Однако условиями договора перевозки может быть предусмотрено, что грузы принимаются к перевозке в потребительской упаковке. Тип и качество упаковки закрепляются в нормативно технической документации на транспортировку конкретных видов грузов - стандартах, технических условиях, правилах упаковки грузов при перевозке.

Транспортные организации не осуществляют упаковывание и маркировку грузов - это обязанность грузоотправителя. Если же в основе взаимоотношения сторон лежит договор транспортно экспедиционного обслуживания, в число условий договора может быть включено обязательство транспортно экспедиционного агентства по упаковыванию грузов и подготовке их к перевозке.

Виды тары

Классификацию тары осуществляют в зависимости от формы. Наиболее распространенными видами тары, используемой при транспортировке грузов, являются:

КОРОБКИ

Коробки - это тара с корпусом разнообразной формы, с плоским дном, закрываемая крышкой съемной или на шарнире. Возможна любая форма коробок, но с обязательным условием, что дно и крышка должны быть плоскими. Трехслойный гофрокартон из которого производят коробки, используется для транспортировки и хранения широкого спектра товаров, от техники и одежды до алкоголя. Пятислойный гофрокартон нужен – для крупногабаритных и хрупких грузов. Семислойный используют – для особо ценных и хрупких предметов.

КОРОБА

Короб - рассматриваются как достаточная упаковка в том случае, если она изготовлена из прочного материала и обеспечивает сохранность перевозимых грузов и затворы сконструированы таким образом, чтобы был исключен доступ к грузу во время транспортировки. Прочность короба должна соответствовать массе груза. Ручки и полы должны иметь такую прочность, чтобы они не повреждались при нормальной обработке грузов. Если в короб упакован груз, который не выдерживает давления, то короб снабжается более прочными крышками и конструируется таким образом, чтобы без повреждения для груза его можно было ставить на другой короб.

ЯЩИКИ

Ящик - это закрытая со всех сторон транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее, изготовленная из досок, фанеры, пластмассы, металла или комбинации упаковочных материалов. Шарниры, запоры, ручки и им подобные должны быть, по возможности, утоплены, гвозди и шурупы также не должны выступать. Тяжелые ящики снабжаются снизу деревянными брусьями, позволяющими выполнение разгрузочных или погрузочных операций с помощью подъемно-транспортных средств. Усиливающие бруски должны быть смещены на дне и крышке в шахматном порядке, чтобы при дальнейшем штабелировании они плотно входили во взаимозацепление и обеспечивали тем самым устойчивую погрузку. При необходимости прочность ящиков повышается за счет окантовки стальной или пластмассовой лентой. Ящики предназначены для упаковки тяжелых и бьющихся грузов.

БОЧКИ

Бочка - это транспортная тара с корпусом цилиндрической или параболической формы, с обручами или зигами для катания, с доньями. Бочки могут быть изготовлены из металла, пластмассы или дерева. Винтовые затворы должны надежно закрываться, зажимно-запорные устройства крышек бочек должны фиксироваться. Пробки сливных отверстий должны быть закрыты, например, металлическими пластинами. При отправлении бочек с жидкостью, которая при перевозке может забродить, они должны снабжаться соответствующими затворами для выпуска газов, препятствующих вытеканию жидкости. Такие затворы с внешней стороны должны иметь обращающую на себя внимание маркировку. Бочки применяются для перевозки преимущественно жидких грузов в больших количествах. Необходимость в использовании бочек определяется нормативно-технической документацией на отдельные грузы (товары).

БАРАБАНЫ

Барабан - это транспортная тара с гладким или гофрированным корпусом цилиндрической формы, без обручей или зигов катания, с плоским дном. Барабан имеет цилиндрическую форму в виде обечайки, состоящей из многих слоев бумаги, скрепленных друг с другом. Дно и крышки изготавливаются из многослойной бумаги, клееной фанеры, жести или из комбинации этих материалов. Обечайка и днища соединяются с помощью специальной металлической ленты. Крышки для барабанов фиксируются с помощью зажимных и запорных устройств. Барабаны могут использоваться для перевозки пастообразных или жидких газов при условии пропитки внутренних стенок или применения пригодных искусственных материалов.

МЕШКИ

Мешок - это транспортная мягкая тара с корпусом в форме рукава, с дном горловиной. Горловина у мешка может быть закрытая или открытая. Мешки должны плотно и надежно закрываться, чтобы исключить ситуацию самопроизвольного открытия. Использование мешков для упаковки грузов, чувствительных к сжатию, или грузов, которые при лёгком повреждении мешков под влиянием воздуха или пыли могут терять свою ценность, это довольно нецелесообразно. Мягкий контейнер разовый МКР, также называется биг-бэг. Он представляет из себя мешок большого объёма вместимостью 1м3, который обладает грузоподъёмностью 1000 кг. Биг-беги имеют грузоподъёмные элементы в виде строп и производятся из полипропиленовой (чаще всего) или капроновой ткани.

БАЛЛОНЫ

Газовый баллон - это специальная ёмкость цилиндрической формы сделанная из металла и наполненная газом, который находится под высоким давлением до 15 МПа. В верхней части баллона находится отверстие с резьбой, в которое ввинчивается запорный вентиль. Баллон для газа, это сосуд под избыточным внутренним давлением для хранения сжатых, сжиженных (превращающихся в жидкость при повышенном давлении) и растворенных под давлением газов. К газам, хранящимся в сжатом виде при нормальной температуре относятся: кислород, воздух, водород, азот, метан, фтор, гелий и другие газы. Большинство других газов при повышении давления переходят в жидкое состояние и хранятся в баллонах в жидком виде без охлаждения. Например: хлор, аммиак, углекислый газ, закись азота, сжиженные углеводородные газы и другие. Баллон из металла — самое простое и экономное решение проблемы хранения газов. Его корпус изготавливается из малоуглеродистой или легированной стали. Выпускаются ёмкости из металла с объёмом 5, 10, 12, 20, 27, 40 или 50 литров.

КЕГИ

Кега - это ёмкость обычно из нержавеющей стали, алюминия или пластмассы, которая используется для хранения и перевозки пива и других алкогольных или безалкогольных напитков, газированных или простых, обычно под давлением. Современный кег, также имеет специальные клапана для предотвращения попадания внутрь воздуха при перевозке и хранении. Для розлива пива на кег надевают заборную головку. Существуют заборные головки для ручного розлива, оснащённые насосом и краном, но чаще напитки из кегов извлекаются путём подачи в кег смеси углекислого газа и азота из баллона, для чего в заборной головке имеется соответствующий патрубок, а затем через охладитель подаются к разливным колонкам. ПЭТ-кеги популярны не только в России, но и в странах Восточной Европы. Их объем составляет 15, 20 и 30 литров, тогда как максимальный объем стальной кеги достигает 50 литров.

БУТЫЛИ

Стеклянные бутыли, баллоны и банки - рассматриваться, как достаточная упаковка только в том случае, если стеклянные сосуды обернуты эластичным легким материалом, уложены в толстостенную защитную емкость, имеющую крышки и ручки. Мягкий слой должен распределяться равномерно и иметь толщину не менее 4 см. В отличие от других упаковок стекло подлежит повторной обработке. Его можно использовать снова. Оно не поглощает и не выделяет вредных веществ. Нейтрально для любого наполнителя. Его используют для хранения маринадов, джемов, компотов, вина, горючих смесей, химических веществ и многого другого. Стекло не окисляется и не разрушается при правильном использовании.

КАНИСТРЫ

Канистра - это любая ёмкость из стали, алюминия или пластмассы, имеющая ручки для переноски и герметично закрывающуюся узкую горловину. Канистры предназначены для хранения и транспортировки различных жидкостей. Конструкция канистры может быть разной формы. Бывают горизонтальные, вертикальные, комбинированные и складные канистры. Стандартный объем канистры составляет 10 - 20 литров. Встречаются также разновидности канистр на 5, 10, 25, 30, 40, 50 литров в зависимости от производителя, как отечественные, так и импортные.

ФЛЯГИ

Фляга - это транспортная многооборотная тара с корпусом цилиндрической формы и горловиной, диаметр которой меньше диаметра корпуса фляги, с ручками для возможности переноса и крышкой с затвором. Производят фляги из алюминиевая или стали. Первая делается цельнотянутая (ФА), вторая - сварная луженая (ФЛ). По объему предусмотрено 4 вида: 25л., 35л., 38л. и 40л. Фляга не должна влиять на органолептические свойства молока. Запорное устройство обязано иметь возможность пломбирования. Минимальный срок службы алюминиевой модели – 5 лет. Сделанная из легкого, довольно прочного и дешевого материала, фляга идеально подходит для сбора, перевозки и хранения большинства жидких продуктов: воды, молока и молочных изделий, растительного масла, меда и прочих.

ЕВРОКУБЫ

Еврокуб (IBC контейнер) - это емкость в форме куба, установленная в сварной каркас в виде решетки из оцинкованной стали. Дно евроконтейнера выполнено в виде поддона из дерева, пластика или стали. Это очень удобно, так как существует возможность перевозить еврокуб вилочным погрузчиком. Размер еврокуба в обрешетке: 1200х1160х1000 мм (+/- 10 мм). Объем колбы составляет 1000 литров. Как правило, на кубе имеется мерная шкала для определения остатка содержимого. Емкость еврокуба изготовлена из очень прочного полиэтилена низкого давления (ПЭНД). В верхней части еврокуба находится горловина с герметичной крышкой. Она имеет винтовое соединение диаметром от 150 до 330 мм. и служит для заливки наливного продукта. В нижней части еврокуба установлен сливной кран, не выходящий за габариты куба. Вся конструкция может выдерживать высокие нагрузки, при этом обеспечивается высокая опорожняемость. Контейнер обеспечивает высокую степень механической защиты содержимого, а пластиковая емкость – абсолютную герметичность.

КИПЫ

Кипа - представляет собой спрессованную массу материала правильной геометрической формы. К киповым относят те грузы, которые можно транспортировать в кипах или тюках. Ценные грузы в кипах обшиваются тканью и увязываются стальной лентой или проволокой. Могут использоваться в качестве упаковки, если они содержат грузы, которые могут подвергаться механическим усилиям (сжатие, удары, толчки) и загрязнению, упакованы в достаточно стойкий материал и надежно закрыты. Упаковка в кипах может быть также изготовлена из комбинации упаковочных материалов. Усиление упаковки достигается за счет деревянных планок. Независимо от этого кипы должны прочно обвязываться. Упаковка из бумаги, ткани, гофрированного картона, пластмассовой пленки не может считаться достаточной.

КЛЕТКИ

Клетка предназначена для содержания и транспортировки животных. Клетки должны быть достаточно прочными, иметь сплошной пол и сконструированы таким образом, чтобы в любом случае был доступ воздуха. Расстояние между брусками решетки должно быть таким, чтобы животные не могли просунуть наружу части туловища. Двери и крышки должны быть хорошо зафиксированы от непреднамеренного открывания. Клетка подходит для содержания и перевозки питомца большого и среднего размера. Вольер изготовлен из прочных сплавов металла, которые способны выдержать большой вес и не подвергаются коррозии.

ПАЛЛЕТЫ

Паллеты и поддоны - это разновидность транспортной тары прямоугольной или квадратной формы, которую используют как основу для создания единого товарного места. Паллеты различают по материалу изготовления, типу конструкции, форме и размеру. Поддоны изготавливают из разных материалов. Деревянные паллеты - надежные и недорогие. Металлические паллеты - долговечны. Пластиковые паллеты - легкие и гигиеничные. Картонные паллеты - делают для перевозки конкретного вида груза, чаще всего одноразовые. В соответствии со стандартами паллеты принято разделять по типоразмеру и маркировке: Европоддоны (EUR) - размер 1200х800х145 мм. Финские паллеты (FIN) - размер 1200х1000х145 мм. Американские поддоны (US) - размер 1200х1200х145 мм. Обычные грузовые паллеты размером 800х1200х145 мм. и 1200х1000х145 мм. без маркировки, аналогичные европейским и финским паллетам.

ПАЛЛЕТНЫЙ БОРТ

Паллетные борта – это надежный и качественный способ жесткой упаковки груза для дальнейшей перевозки. Это контейнеры из прочных сортов древесины, состоящие из одного или нескольких ярусов. Паллетный борт в виде одного яруса имеет стандартные размеры по ГОСТ 9078-84 – 800*1200*145 мм, обрешетка выполняется по индивидуальным габаритам груза. Паллетная конструкция выполняется из стандартной палеты, бортов и крышки, обрешетка – каркас из дерева, состоящий из сколоченных брусков и досок. Максимальный размер партии товара 1200 х 800 х 2000 мм. (длина, ширина, высота). Паллетный борт имеет ограничения по весу груза – 1000 килограмм.

ОБРЕШЕТКА

Обрешетка - это защитный каркас, который используется для перевозки ценных и хрупких грузов. От габаритов груза, материалов из которых он изготовлен зависит форма каркаса. Груз замеряется и на основе замеров изготавливается жесткая тара для его перевозки. Обрешетка применяется для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных или хрупких изделий. Обрешетка товара изготавливается по месту из досок и пиломатериалов, тщательно подгоняется под размеры предмета. Такая тара надежно защищает груз от механических повреждений и от проникновения посторонних лиц. Однако надо понимать, что обрешетка может увеличить габариты груза до 30%.

СТРЕЙЧ ПЛЁНКА

Паллетная пленка - применяется для закрепления и фиксации грузов на поддонах, складах, в транспортных и логистических компаниях, магазинах, подразделяется на машинную и ручную. Первая стрейч пленка предполагает использование специальных средств автоматизации – паллетайзеров. Вес рулона упаковочного материала составляет свыше 15 килограмм. Плёнка, которая предназначается для использования вручную, имеют ширину от 45 до 50 см и весят не более 2.5 килограмм.

ТЕРМОУСАДОЧНАЯ ПЛЁНКА

Термоусадочная плёнка - это второй по распространению материал для упаковки продукции на паллете. Для целей паллетной упаковки материал поставляется в виде полотна или готовых фальцованных мешков, изготовленных по определённым размерам паллеты.  Промышленная прочная пленка толщиной 190 - 250  микрометра производится из полиэтилена с добавлением пластичных полимеров. Своим защитным свойствам она обязана содержанию УФ-стабилизаторов и антипиренов, синтез которых делает пленку устойчивой к солнечным лучам, обеспечивая длительный срок эксплуатации. В последнее время в качестве транспортной тары все более широкое распространение получают упаковки с использованием термоусадочных пленок, которые применяются в виде индивидуальной и групповой упаковки в мясомолочной, рыбной, медицинской, пищевой, строительной и других отраслях. Основной способ получения пленки - экструзия либо соэкструзия.

КОНТЕЙНЕРЫ

К транспортной таре и оборудованию, также относятся контейнеры и танк-контейнеры. Под контейнером понимается транспортное многократно используемое оборудование для перевозки и временного хранения грузов с объемом от 2.6 до 67 м3., имеющее приспособления, обеспечивающие механизированную установку и снятие его с ТС. Контейнер представляет собой полностью или частично закрытую металлическую емкость, предназначенную для помещения в нее грузов.

Контейнер имеет неизменные характеристики, и в силу этого он является достаточно прочным, чтобы служить для многократного использования. Конструкция контейнера даёт возможность перевозить грузы одним или несколькими видами транспорта без промежуточного перезатаривания. Контейнеры облегчают грузовые операции (перегрузку с одного транспорта на другой) и хранение помещенных в контейнер грузов.

В зависимости от назначения контейнеры классифицируют на:

  • Универсальные контейнеры нужны для перевозки широкой номенклатуры штучных грузов в таре, без нее или в облегченной упаковке. В соответствии с ИСО (Международной организацией стандартизации) универсальные контейнеры подразделяются на межконтинентальные (крупнотоннажные) и внутриконтинентальные (массой брутто 2,5 т). К универсальным также относятся малотоннажные контейнеры массой брутто 0,625 и 1,25 тонн.
  • Специализированные контейнеры нужны для многократной перевозки и хранения грузов определенной номенклатуры. Жидких, опасных, скоропортящихся, насыпных и прочих грузов. Такой контейнер представляет собой конструкцию, стандартную по размерам и максимальной массе брутто. По условиям нормативно технических документов большинство специализированных контейнеров должны иметь обозначения и надписи, информирующие о виде помещенного в них груза.

Классификация тары

По области применения тары бывают:

  • Транспортная тара — предназначена для упаковывания, хранения и перевозки продукции, образующая самостоятельную транспортную единицу.
  • Потребительская тара — предназначена для упаковывания и доставки продукции потребителю.
  • Производственная тара — предназначена для хранения, перемещения и складирования продукции на производстве.

По количеству упаковываемых изделий:

  • Индивидуальная тара — предназначена для определённой единицы продукции.
  • Групповая тара — предназначена для определённого числа единиц продукции.

По характеру использования:

  • Разовая тара — тара, предназначенная для однократного использования.
  • Возвратная тара — тара, бывшая в употреблении, предназначенная для повторного использования.
  • Многооборотная тара — транспортная тара, прочностные показатели которой рассчитаны на её многократное применение.
  • Инвентарная тара — многооборотная тара, принадлежащая конкретному предприятию и подлежащая возврату данному предприятию.

По конструкции: разборная, неразборная, складная, закрытая, открытая, штабелируемая, комбинированная.

По материалу изготовления: из древесины, бумаги, металла, стекла, текстиля, полимеров, многослойные комбинированные материалы и т.д. Деревянная тара благодаря своей жёсткости и прочности хорошо защищает товар, но из-за своей тяжести повышает расходы на транспортировку и итоговую стоимость заказа.

По физическим характеристикам: жесткая, мягкая, хрупкая, изотермическая, герметичная.

По форме: ящик, бочка, барабан, канистра, фляга, баллон, мешок, банка, бутылка, коробка, пакет, лоток, туба, ампула, стаканчик, флакон, кипа, рулон.

По габаритам:

  • Малогабаритная тара — транспортная тара, габаритные размеры которой находятся в пределах 1200×1000×1200 мм.
  • Крупногабаритная тара — транспортная тара, габаритные размеры которой превышают 1200×1000×1200 мм.

Требования к таре и упаковке

Виды тары и упаковки, упаковочных средств, которые следует использовать при упаковке конкретных грузов, устанавливаются в стандартах, технических условиях, иной нормативно-технической документации на эти грузы. Для большинства грузов требования к упаковке и таре установлены в ГОСТах на продукцию. Требования к упаковке и таре зависят от разнообразных факторов — от вида груза, его массы, размера, формы, пр. Также определяющим фактором при выборе упаковки и тары являются конструкция, состав и характер продукции, обусловливающие особые правила обращения с грузами при их перевозке и погрузочно разгрузочных работах.

Упаковывание грузов для их перевозки должно производиться и с учетом безопасности тары для ТС и работников, занятых в транспортном процессе. Это означает, что упаковка и тара не должны иметь выступающих частей (гвоздей, концов проволоки или стальной ленты, пр.), способных повредить ТС, другие грузы, а также привести к травмированию работников.

При эксплуатации тары необходимо выполнять ряд требований:

  1. Тару следует загружать не более номинальной массы брутто;
  2. Способ загрузки тары должен исключать появление остаточных деформаций тары;
  3. Груз в таре должен находиться ниже уровня ее бортов;
  4. Опрокидывающиеся стенки тары должны быть в закрытом положении.

На каждую партию упакованных грузов (товаров) составляют общий упаковочный лист, либо упаковочный лист на каждое грузовое место. Общий упаковочный лист на партию вкладывается в грузовое место №1 каждой отправляемой партии. Иная сопроводительная документация также подлежит упаковыванию. Как правило, она вкладывается в специальный конверт из водонепроницаемой бумаги или в пакет. Правильная подобранная упаковка и тара гарантируют сохранность груза при перевозке. Читай статью: Тара, упаковка и маркировка для опасных грузов ADR

Аренда автотранспорта для грузоперевозок недорого!
    

У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом

Оставить заявку